Российский автомобильный рынок переживает значительные трансформации. Его структуру изменили уход многих западных брендов и рост ввоза китайских марок. Автоэксперты Новосибирской области в пресс-центре «Комсомольской правды» обсудили, как изменения повлияли на покупателей и дилеров.
РАСТЕТ СПРОС НА КИТАЙСКИЕ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ
Огромную долю на рынке занимает китайский транспорт. Руководитель отдела продаж официального дилера EXEED центра «Альбион-Моторс» Иван Котенев рассказал, что интерес к автомобилям из Поднебесной остается высоким. Также за последний год специалисты наблюдают рост спроса на электромобили и гибридные.
- Если эксплуатировать электромобили в пределах города, то в этом одни плюсы: не нужно прогревать, небольшой расход в пробках, впечатляющая динамика разгона. Но при поездках на дальние расстояния (средний запас хода 400 километров) нужно использовать общественную зарядную станцию. А они есть не везде, – поделился Иван Котенев.
Отечественный автопром с 2022 года открыл для себя новые вехи развития. Коммерческий директор «Гранд Авто», официальный дилер «Москвич» Виктор Богомолов рассказал, что транспорт раскупают быстро, а дилеры не были готовы к такому ажиотажу:
- У нас сейчас в наличии три машины. До конца месяца придут еще 30, но половина уже выкуплены. Сейчас можно приобрести топовый «Москвич 3» с максимальной комплектацией по цене до 2 миллионов рублей. Запустили госпрограммы со скидкой 20% для работников медицины, сферы образования, мобилизованных и военнослужащих по контракту, принимавших или принимающих участие в СВО, и членов их семей, граждан, покупающих автомобили российского производства, персон с инвалидностью, семей с несовершеннолетним ребенком и проживающих в Дальневосточном федеральном округе.
БУДЕТ ЛИ ДЕФИЦИТ МАСЕЛ И ШИН?
Трансформация рынка повлекла за собой изменения в обслуживании автомобилей. По словам директора по развитию и маркетингу бренда BiaoBang Евгения Болдышева, проблема с подделками масел стала острее, так как регуляция пока очень слаба:
- За последние 2 года рынок горюче-смазочных материалов стал еще более непредсказуемым. Пришло большое количество брендов из разных стран, самые популярные направления – Турция, ОАЭ, Южная Корея. Покупателям стало сложнее ориентироваться и делать выбор. Официальные поставки масел – это в первую очередь гарантия защиты от подделок, но при этом они сопряжены с рядом высоких расходов, в том числе маркетинговых, что сильно сказывается на цене на полке. Задача поставщиков – при всех этих факторах сохранить доступную цену для россиян любой категории.
Руководитель розничной сети «Резиновая подкова» Максим Кондрашов отмечает: часть шин европейских брендов приобрести больше невозможно. В 2022 году произошел резкий бум на покупку шин, спровоцировавший дефицит. Однако сейчас ситуация стабилизировалась. В России развивается локальное производство.
- У нас есть отечественные компании, предлагающие продукцию премиум-класса, а также китайские бренды. Однако последние не всегда легко найти в магазинах. Например, на российском рынке пока ограниченный выбор шин размером 245/45 R20 для китайских кроссоверов, и их приходится ждать около месяца. Тем не менее для большинства популярных размеров ассортимент достаточно широкий и китайские бренды постепенно занимают свои ниши, – отмечает он.
АВТОКРЕДИТЫ И ЛИЗИНГ
Изменения в сфере кредитования оказывают влияние на спрос на автомобили. Сегодня владельцы машин часто рассматривают их в качестве актива, который может быть использован для достижения крупных финансовых целей. Директор онлайн-сервиса автозаймов Caranga Аркадий Бакушкин объяснил:
- Мы видим интересную динамику роста залогов под китайские автомобили: за год прирост залоговых автомобилей из Китая составил 115%. Если ранее лидерами были Chery и Lifan, то сейчас все чаще стали появляться новые марки, например Brilliance, Kaiyi, Foton и Zotye. Клиенты оформляют займы на разные цели, нередко это касается и нужд бизнеса. Важными факторами для клиентов, которые берут деньги под залог авто, становятся срок займа и скорость выдачи. В нашей компании максимальный срок может составлять 2,5 года, при этом значительное количество клиентов вносят денежные средства досрочно, в среднем через 7 − 8 месяцев. Мы помогаем клиентам по всей стране и выдаем займы на любые цели. Важно, что транспортное средство и ПТС остаются у клиента. Он получает денежные средства и продолжает пользоваться автомобилем.
Учредитель автосалона «РДМ-Импорт» Алексей Мазур объясняет: многие клиенты предпочитают брать автомобили в кредит, несмотря на высокие ставки. Автомобили, бывшие в употреблении, подорожали. По его словам, примерно 8 из 10 человек приобретают машины в кредит.
- В прошлом году клиент мог позволить себе автомобиль за миллион рублей с платежом около 10 тысяч в месяц. Сейчас эта же машина будет стоить 1,5 миллиона, а платеж увеличится в 2 – 3 раза. Тем не менее многие покупатели продолжают брать автомобили в кредит. А у предпринимателей наличные чаще всего вложены в бизнес, поэтому они тоже предпочитают выплачивать средства постепенно, – объяснил он.
Основатель и руководитель Zhuchkov Group Степан Жучков заметил: лизинговые схемы в большинстве своем развиты для спецтехники. Для легковых автомобилей их используют реже, особенно если речь идет о подержанных. Лизинг для индивидуальных предпринимателей без НДС становится популярным, также появилась возможность оформить лизинг на автомобили с правым рулем. Существуют и программы субсидирования автокредита по господдержке. Однако она направлена не на весь транспорт, а на российскую линейку LADA и УАЗ, китайскую Haval Jolion.
- Компенсацией автокредита могут воспользоваться работники сферы образования, медицины, семьи участников СВО, жители Дальнего Востока. То есть банк получает полную сумму, а заемщик платит не всю. В 2025 году программу продлят. На автокредит закладывается бюджет 23 миллиарда, на лизинг – 11 миллиардов. Определяют не скидку, а именно оплату части процента по автокредиту. Сумму высчитывают по дилеру и марке машины, – уточнил Степан Жучков.
НОВОВВЕДЕНИЯ В СТРАХОВАНИИ
30 марта 2023 года вступил в силу закон о создании автоматизированной революционной системы АИС-страхования. Сведения по автострахованию ОСАГО, каско и ДСАГО начали передавать по новой схеме с 1 апреля 2024 года. Заместитель директора по корпоративным продажам Новосибирского филиала АО «СОГАЗ» Анастасия Веселова объяснила: в данный момент в электронной базе есть не вся информация, она появится только со временем, так как переход внедрили довольно быстро.
- Изменения по правилам ОСАГО коснулись следующих аспектов. Во-первых, доплата для страхователей по дополнительным соглашениям. Например, если стоимость полиса выросла после вписывания туда нового водителя, уплатить разницу можно будет не сразу, а в течение 5 дней. Данное изменение заработает с 1 января 2025 года. Во-вторых, из правил убрали упоминание об обязанности предъявлять полис ОСАГО при регистрации автомобиля; это нововведение вступит в силу с 1 марта 2025 года. Также появилась возможность обмениваться электронными документами по ДТП. С 1 января 2025 года потерпевшие получат право предоставлять документы в электронном виде – на официальном сайте страховой компании или в ее мобильном приложении. Направление на экспертизу, на ремонт или отказ в выплате по полису ОСАГО после 1 января 2025-го могут быть электронными, – рассказала Анастасия Веселова.
Заместитель директора филиала, руководитель дирекции по организации агентских и офисных продаж Страхового дома ВСК Любовь Тур рассказала о нововведениях в полный цикл онлайн-урегулирования убытков по каско и ОСАГО. С 2020 года развиваются дистанционные сервисы, а клиенты подают заявления на выплаты онлайн. С 2021-го еще на стадии оформления ДТП активизируется искусственный интеллект:
- Клиент фотографирует автомобиль в мобильном приложении, после чего ИИ по фотографиям находит повреждения. В системе есть эталонный контур транспорта в зависимости от марок и моделей, алгоритм видит деформированные участки, определяет тип повреждения: царапина, скол, вмятина. Нейронная сеть по каждой детали понимает размер ущерба, прогнозирует скрытые повреждения, при каких ударах они формируются. На последнем этапе система выдает страхователю заключение с перечислением повреждений. После обработки заявки страхователь автоматически получает сформированное направление на ремонт.
СПРАВКА КП
В 2023 году Росстат отметил повышение производства отечественного транспорта на 39%.
Читайте на WWW.NSK.KP.RU: https://www.nsk.kp.ru/daily/27650/5000931/